"подводная лодка"
интернет-магазин
"подводный флот россии" форум энциклопедия подводных лодок
нереализованные проекты
персоналии литература книга памяти фотоархив


аренда автобусов и заказ автобусов Санкт-Петербург

смотреть тут

аренда генераторов
Глубокое погружение


Виктор Патрушев

Об авторе: Виктор Васильевич Патрушев - вице-адмирал запаса,

 бывший начальник Оперативного управления ГШ ВМФ,

 кандидат технических наук, профессор Академии военных наук
 

Впервые подводная лодка документально упоминается в российских источниках в 1718 г. как «потаенное судно» Ефима Никонова. Затем длительное забвение, которое полным называть нельзя. В 1834 г. была построена подводная лодка по проекту российского военного инженера - фортификатора Карла Шильдера. Затем по проекту инженера Стефана Карловича Джевецкого была построена подводная лодка, ставшая первой серийной подводной лодкой (ПЛ). Морским ведомством была заказана серия ПЛ Джевецкого в количестве 50 экземпляров, для обороны морских крепостей. До 1900 г. в России построено свыше 60 ПЛ. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника, но даже эта задача часто оказывалась непосильной. Недостатки - (малая скорость, неустойчивость движения по курсу и глубине, невозможность ориентирования в подводном положении) - не позволили стать этим подводным лодкам боевым оружием.


Прародитель «Рубина»

В конце XIX века назрело решение о вводе подводных лодок в состав ВМС России. Решено было проектировать их своими силами. В декабре 1900 г. Морское ведомство создало Комиссию для проектирования подводных судов. В нее вошли: Иван Бубнов, Иван Горюнов, Михаил Беклемишев. И уже 3 мая 1901 г. Комиссия представила проект миноносца # 113 (класса подводных лодок в России еще не существовало). Проект утвердили и Балтийскому заводу выдали заказ на постройку. Рабочие чертежи поручили составлять конструкторскому бюро Балтийского завода, которое впоследствии преобразовали в отдел подводного плавания («Подпла»), оно и явилось прародителем существующего в настоящее время ЦКБ МТ «Рубин», отмечающего ныне свой столетний юбилей. По этому проекту в 1903 г. построена первая русская боевая подводная лодка «Дельфин».

В предвидении будущего конфликта с Японией командование русского флота решило создать в Порт-Артуре подводные силы. В конце 1903 г. в крепость были доставлены старая лодка Джевецкого и лодка французского конструктора Губэ. В первые дни войны по железной дороге в Порт-Артур отправили полуэкспериментальную, даже не зачисленную в списки флота, подводную лодку «Петр Кошка», проекта Евгения Колбасьева с электродвигателем, работавшим от аккумуляторных батарей. В самом Порт-Артуре Михаил Налетов, построил по своему проекту подводную лодку «Портартурец» с бензиновым двигателем, взятым с катера броненосца «Пересвет». Таким образом, количество ПЛ в крепости достигло 4 единиц. Японцы знали о наличии в крепости подводных лодок. В определенной мере они оказали «моральное влияние» на противника, сдерживая его инициативу в действиях против крепости с моря.

Из-за блокады Порт-Артура все лодки везли железной дорогой во Владивосток. К концу декабря 1904 г. из 7 доставленных подводных лодок был сформирован отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского отряда крейсеров.

В конце апреля 1905 г. три подводные лодки, в ожидании набега отряда японских крейсеров, находились и дозоре южнее Владивостока, где и были обнаружены миноносцами противника. Начавшийся туман затруднил выход лодок в торпедную атаку, и позволил миноносцам уйти из опасного района. Это боевое столкновение сыграло свою роль. Японцы убедились, что русские лодки выходят далеко в море и готовы к решительным действиям. К концу войны во Владивостоке находилось уже 13 подводных лодок. По мнению военно-морских историков, именно подводные лодки спасли Владивосток от прямого нападения японского флота и воспретили ему плавание в Татарском проливе и Амурском лимане.


Небходимы спокойные, хладнокровные люди

В марте 1906 г. были внесены изменения в официальную классификацию кораблей Императорского Российского флота от 1891 г. В нее включены как корабли 3-4 ранга, подводные лодки, ранее проходившие как миноносцы.

Именно с того момента ведут летоисчисление подводные силы России, отметившие 19 марта свое 95-летие.

27 марта того же года Государственным Советом было утверждено предложение о создании отряда подводного плавания, ставшего первым соединением подводного флота России. Звание «офицер подводного плавания» приказом Главного Морского Штаба было присвоено 68 офицерам, сдавшим специальный экзамен. Впоследствии, офицер после окончания Морского корпуса получал эту квалификацию по завершении 10-месячного обучения, матрос - после 4-месячных курсов.

К 1908 г., когда количество подводных лодок выросло до 30, стало появляться понимание специфики подводного плавания. В официальном докладе Морского ведомства на международном судоходном конгрессе отмечалось: «Если в надводном флоте очень желательны спокойные, хладнокровные люди, то в подводном они необходимы: на надводных судах много посредственных и даже плохих командиров плавали всю свою жизнь, и весь вред от их неумелого управления и неуверенности выражался в поломанных шлюпках и порванных снастях; на подводной же лодке плохому командиру, может быть, в первый же раз придется ценой своей жизни уплатить за ошибку».

К концу 1913 г. подводные лодки Российского Императорского Флота имели следующую организационную структуру:

Балтика - бригада ПЛ двухдивизионного состава из 8 подводных лодок, двух транспортов и двух миноносцев с базированием в Ревеле (ныне Таллин), учебный отряд в составе 3 подводных лодок и транспорта в Либаве (ныне Лиепая);

Черное море - отдельный дивизион из 4 лодок в Севастополе; Тихий океан - отдельный отряд из 12 лодок.

К началу Первой мировой войны в строю числилось 22 боеспособных лодки и 24 в постройке.

Благодаря усиленной деятельности Морского Главного штаба и работе судостроительной промышленности России к 1917 г. в состав ВМС было введено 73 подводных лодки. Значительная часть их приняла участие в Первой мировой войне. Во время боевых действий на Балтике и Черном море погибли 7 русских подводных лодок.


Дорогой в мировой океан

После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота после гражданской войны и после преодоления последствий разрухи.

Для проектирования подводных лодок организовано техническое бюро # 4, вместо расформированного в 1924 г. «Подпла». Возглавил бюро Борис Малинин, по его проектам построено 119 советских довоенных ПЛ.

К началу Великой Отечественной войны в советском ВМФ насчитывалось 212 подводных лодок: 15 - на Северном флоте, 69 - на Балтийском, 47 - на Черноморском и 81 - на Тихоокеанском флоте.

Итогом их боевой деятельности было потопление около 100 боевых кораблей противника, более 300 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона брутто-регистровых тонн.

В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 по 1954 г. было построено 154 ПЛ, при плане - 352. Одновременно началось расширенное строительство подводного флота уже по новым, послевоенным проектам. К началу 1958 г. были построены 260 ПЛ проектов 613, 611 и 615-А, начато строительство атомных подводных лодок (АПЛ). Построив в 1958 г. первую советскую АПЛ «К-З» («Ленинский комсомол»), ВМФ уже в 1961 г. имел 9 АПЛ - 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов, а также имел свыше 1000 дизельных ПЛ.

Советский подводный флот вышел в Мировой океан!


Во мраке минфина

Очень трудно описывать достижения и мирные подвиги послевоенных подводников, зная и наблюдая сегодняшнее катастрофическое состояние бывшей гордости страны. В составе подводного флота сегодняшней России насчитывается чуть более 50 атомных и 30 дизельных подводных лодок.

Более половины АПЛ и две трети дизельных ПЛ нуждаются в ремонте и замене аккумуляторных батарей (АБ). На закупку АБ выделяется около 10% от потребности, а гособоронзаказ 2000 г., в части поставки батарей, выполнен только на 30%. Единственным в России производителем аккумуляторных батарей является АОЗТ «Электротяга» в Санкт-Петербурге. Приняты соответствующие решения правительства РФ по выходу из этой ситуации, но они рассчитаны на выполнение в течение 5-7 лет. А для обеспечения аккумуляторными батареями только подводных лодок стратегического назначения, составляющих меньшую часть подводных сил, необходимо целевое финансирование «Электротяги» в размере свыше 700 млн. рублей ежегодно, в течение нескольких лет.

185 атомных лодок выведены из состава ВМФ, активные ионы реакторов не выгружены со 108 атомоходов. Минатом России принял у ВМФ только около 30% атомных подводных лодок, предназначенных для утилизации. Из-за этого ВМФ по-прежнему вынужден тратиться на содержание этих кораблей и личного состава, их обслуживающего, на выгрузку их активных зон и на обеспечение радиационной безопасности.

Объявив государственную поддержку российскому судостроению, создав Российский центр атомного подводного судостроения, государство затем бросило подводное судостроение на произвол судьбы. Пример - заложенная в 1993 г. АПЛ нового поколения «Северодвинск», заложенный в 1996 г. стратегический ракетоносец нового поколения «Юрий Долгорукий». Техническая готовность этих головных кораблей составляет 30-40%, но срок окончания их постройки «сокрыт во мраке Минфина».

Пышно отпраздновав 300-летие Российского флота, государство бросило на произвол судьбы и подводный флот. Впрочем это относится и ко всем другим видам Вооруженных сил.


Будущее за атомными

И все же... Без подводных сил России на морях не быть. Каким быть подводному флоту России? Несомненно, в обозримом будущем - атомным.

Современные дизельные подводные лодки, создаваемые российским судостроением, великолепно зарекомендовали себя на мировом рынке оружия. Они не уступают и даже превосходят по ряду характеристик и боевым качествам подводные лодки ближайшего соперника - Германии. Несомненно, они имеют прекрасные перспективы своего развития и необходимы для действий в прибрежных морях, на мелководье. Но океаны, особенно Северный Ледовитый, где безусловен приоритет и практическое «господство» наших подводников, подвластны только атомоходам. Только атомная энергетика способна в настоящее время обеспечить для подводных лодок необходимую скорость, глубину погружения, условия обитаемости, неограниченный радиус действия, скрытность и потребный комплект вооружения.

Да, атомные лодки дороже, да, они имеют большое водоизмещение, и соответственно более дорогую инфраструктуру. Но идти на поводу поборников «маленького прибрежного и очень недорогого» флота нельзя. В обозримом будущем только с использованием подводных лодок возможно наиболее эффективное решение важнейших задач по защите государства на океанских и морских направлениях.

При соответствующей ориентации на ремонт отечественных подводных лодок, у нас есть возможность поддержания количественного и качественного состава подводных сил. Но для этого необходима государственная поддержка судоремонтных заводов, входящих в состав Центра атомного подводного судостроения.

Одним из путей удешевления строительства и содержания подводных сил является применение транспортируемых подводными лодками модулей. Это позволит содержать меньшее количество подводных лодок, так как модули могут быть как в качестве пусковых установок всех видов морского вооружения, так и в виде складов с запасами продовольствия, оружия. Транспортируемые модули незаменимы для обеспечения деятельности сил «специального назначения», роль которых в современных условиях неизмеримо возрастает. Возможность создания подводных баз снабжения из транспортируемых подводными лодками модулей, позволит увеличить автономность подводных лодок, снимет проблемы пополнения запасов в удаленных морских и океанских районах, особенно в угрожаемый период и в военное время. Использование пусковых модулей оружия, заблаговременно размещенных в оперативно важных районах и управляемых дистанционно, по программе, позволит решать задачи значительно меньшим количеством подводных лодок. Оборудование подводных лодок беспилотными летательными аппаратами (БЛА) значительно расширит возможности освещения обстановки и целеуказания. За счет значительного снижения массогабаритных характеристик перспективных ядерных энергосиловых установок значительно уменьшатся размеры и водоизмещение подводных лодок. Кстати, эти же энергосиловые установки помогут существенно изменить боевые качества и облик боевых надводных кораблей.

Северный Ледовитый океан немыслим без атомного флота. Здесь найдут себе место и транспортный подводный флот, и модули различного предназначения, способные обеспечить не только все виды деятельности подводных лодок, но и ледокольного и транспортно-производственного флота на трассах Северного морского пути, который, к сведению забывших географию, является кратчайшим морским путем между Европой и Азией. А следовательно, и самым дешевым!

Транспортируемые модули не только могут, но и должны быть использованы для аварийно-спасательного обеспечения подводных лодок всех типов и назначения. Эта проблема особенно остро встала после гибели Комсомольца», но в процессе перехода на «рыночно-базарную» экономику и дележа недр и ресурсов страны решение проблемы затянули до катастрофы «Курска», когда последствия «второстепенности» средств спасения аварийных подводных лодок осознало все население страны. Особенно горько сознавать, что конструкторские наработки и заделы по этой проблеме давно существуют, просто не существует осознанной государством (или его руководством) необходимости выделения на эти цели сравнительно небольшой толики государственных средств.

Принимая во внимание утвержденные Указом президента РФ от 4 марта 2000 г. «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» и рассматриваемую в настоящее время Морскую доктрину Российской Федерации, а также целенаправленную деятельность главы государства по укреплению исполнительской дисциплины, можно надеяться на позитивные сдвиги.

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости